г. Уфа, проспект Октября, д. 120 +7 (347) 279-06-65

Врач не диспетчер, следующий стандартам

Главная Новости Врач не диспетчер, следующий стандартам
 Врач не диспетчер, следующий стандартам


Научные открытия и новые технологии в области медицины - с одной стороны, жалобы на очереди в поликлиниках  и нехватку специалистов - с другой. Система здравоохранения вызывает закономерные нарекания населения. 
Какие проблемы мешают развитию сферы - об этом говорим с первым заместителем председателя Горсовета, главным врачом Республиканского онкологического диспансера Русланом Султановым.

- Очереди, невозможность купить лекарства по льготным рецептам, врачи, уделяющие больше времени заполнению бумаг, чем пациентам… Список претензий можно продолжить. 

- Надо признать, что сегодня не существует бесплатной медицины, и это не только мое мнение. 5,1 процента из 13-ти подоходного налога идут в Фонд обязательного медицинского страхования. Сколько это в денежном выражении - посчитать нетрудно и представить ту помощь, которую на эту сумму можно оказать. К тем, кто работает в бюджетной сфере, вопросов нет. Но сегодня огромная армия специалистов, работающих в частном секторе, где далеко не все получают белую зарплату, также пользуются услугами государственных клиник. Медицина должна быть оплачена из наших налогов - другого пути нет. При этом страховая же часть должна быть дополнением к бюджету, но сегодня полностью его заместила. Только затраты на лечение туберкулеза и СПИДа и психических заболеваний оплачиваются напрямую из казны. Нехватка бюджетно-страхового финансирования и создает тот овражек между врачом и пациентом, который постепенно превращается в пропасть. Пациент считает, что ему должны оказать бесплатную, максимально быструю и качественную помощь, а врачам не хватает лекарств, расходных материалов, аппаратуры. При этом никто не говорит, что для идеала денег не хватает. 

- В чем же выход?

- Прежде всего, в возвращении бюджетных средств в массовое здравоохранение, а также увеличении суммы страхования на онкологические и кардиологические дорогостоящие препараты. В послеоперационный период необходимые для лечения препараты должны быть гарантированы. Больные же сталкиваются с ситуацией, когда льготы есть, а лекарств нет. И пропасть между пациентами и врачами на этом фоне только увеличивается. Чтобы ее забетонировать, должна быть пересмотрена государственная политика в области здравоохранения. 

- Сегодня появилась масса частных клиник. И в то же время госучреждения оказывают платные услуги. Вы считаете это нормальным?

- На мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом: одни оказывать помощь за деньги пациентов, другие - за счет бюджетно-страховой медицины. Но сегодня частникам дана возможность использовать средства фонда ОМС, что ухудшает состояние госучреждений. С другой стороны, мы вынуждены оказывать платные услуги в неких иных условиях, хотя понимаем, что сделать это крайне сложно. Причем ущемляются права других пациентов, которые стоят с «привилегированными» в одной очереди. Платные услуги - вынужденная мера замещения нехватки финансирования. 

- Не кажется ли вам, что перевод муниципальной системы здравоохранения в республиканское подчинение принес больше минусов, чем плюсов?

- Согласно Закону «Об основах охраны здоровья граждан» оказание медицинской помощи - уровень субъектов федерации и выше. Республика не пошла по пути передачи полномочий. Все стремились к централизации управленческих характеристик. Единоначалие привело к нормальному финансированию и функционированию системы здравоохранения. Но в городе-миллионнике свои особенности. Одна столичная поликлиника может обслуживать людей больше, чем проживает в каком-нибудь небольшом городе или районе. Уфе необходим отдел здравоохранения, пусть даже и подчиняющийся министерству. Это мнение и депутата, и врача. Вообще медицина - очень консервативная сфера, где нужна некая стабилизация (не путать со стагнацией). К нововведениям должны привыкнуть и врачи, и пациенты. А получается так: не успеваем претворить в жизнь одни, как уже накатывается новая волна преобразований. И требования становятся все жестче и жестче. Причем дополнительных средств на нововведения не выделяется. И на фоне нехватки денег вполне предсказуемо растет сопротивление врачей. Доктор становится роботом, который обязан следовать неким стандартам. С таким же успехом и компьютер может поставить диагноз, что и делает с высокой степенью вероятности исходя из анализов и симптомов. Хороший врач - человек думающий, перенимающий опыт своих коллег, а не бездушный исполнитель прописных стандартов, всегда стремящийся выйти за рамки регламента.

- Сегодня в городских поликлиниках дефицит врачей: и терапевтов, и узких специалистов. Все ушли в частную медицину? 

- Возможно, вопрос требует отдельного исследования. Причин несколько. Возьмем Западную Европу, где врачей столько, сколько требуется. У нас по-другому: есть норматив, рассчитанный на определенное число жителей. В Уфе сегодня проживает 1 миллион 200 тысяч человек и еще около 80 тыс. - без регистрации. Кроме того, городские больницы обслуживают другие города и районы. При этом количество врачей рассчитано на куда более меньшие цифры. Особенно тяжело участковым службам - они в основании пирамиды, и именно там должна быть сосредоточена основная масса врачей и средств. Но это не так. Вот и уходит испытывающий запредельную нагрузку врач туда, где ему легче, при этом оставаясь тем же специалистом. Люди готовы платить за комфорт: за отсутствие очередей, за внимание и вежливость. Но это достижимо и для госучреждений. И такие примеры есть, например, 32-я поликлиника. Врачей никогда не будет хватать, но можно освободить их от некоторых обязанностей, которые под силу и опытной медсестре. У нас соотношение врачей и среднего медперсонала - 1: 1 или 1:1,5, тогда как в западных клиниках - 1:5 или 6. Но и квалификация персонала там очень высокая. У нас же другая картина - принимать 25-30 человек за смену заставляет жизнь. Но врач не диспетчер, потому что в каждого больного надо вложить и мозг, и душу. Один из способов изменить ситуацию - создание «бережливых» поликлиник, то есть создание системы процессного управления. 

- С 1 января изменились условия диспансеризации. Прежняя практика ожидаемых результатов не принесла.

- Основная проблема диспансеризации - люди не видят в ней толку, а от поликлиник требуют высоких цифр, выполнения плана. У пациентов же нет ни желания, ни времени на ее прохождение. Те же анализы или ЭКГ может назначить терапевт. Поэтому решили ввести целенаправленные скрининги, направив их в сторону онкологии и болезней системы кровообращения. Следует отметить, что в рамках диспансеризации в прежние годы выявлено 0,04 % всех онкологических заболеваний - очень низкий показатель. Сегодня же у пациентов появилась возможность пройти дорогостоящие высокоэффективные исследования. Выявление рака позволит продлить и сохранить жизнь. Для некоторых возрастных групп частота прохождения диспансеризации сократилась с трех лет до двух. Хочется со страниц журнала донести до уфимцев информацию: человек должен нести ответственность за свое здоровье, а не обращаться к врачам, когда слишком поздно. 2018-й объявлен Годом онкологии, ожидается некоторое увеличение финансирования отрасли. Государство прекрасно понимает масштабы проблемы. В России около 3,5 миллиона онкобольных. Ежегодно заболевает 600 тысяч, половина из них умирает. В Башкортостане уходят из жизни 60-70 тысяч. Огромные цифры. И они должны стать тревожным сигналом для тех, кто по каким-то причинам отказывается от диспансеризации. Мы научились лечить рак на ранних стадиях, не бойтесь его обнаружить. 

- Трудно отделить вашу профессиональную деятельность от депутатской… 

- Да, это взаимосвязано. Большинство избирателей обращаются с вопросами жизнеобеспечения. Людей волнуют жилищные проблемы, низкие пенсии и зарплаты. Веду прием два раза в месяц, взаимодействую с главными врачами медучреждений, что позволяет оперативно решать вопросы. Люди идут ко мне на прием не только как к онкологу, поэтому привлекаю своих коллег из других больниц. Также, объединяясь с депутатами других уровней и при содействии парламентариев-бизнесменов, оказываем конкретную помощь нуждающимся.

Источник: журнал "Уфа".




Размер шрифта: 141820
Цветовая гамма: AAA